Администрация
Катарминского муниципального образования
администрация сельского поселения
Нижнеудинский район Иркутская область

Россельхоз информирует


С начала 2024 года на территории Российской Федерации неоднократно регистрировались случаи возникновения туберкулеза.

К туберкулезу восприимчивы многие виды домашних и диких животных, человек.

Наиболее часто болезнь регистрируют у крупного рогатого скота. Туберкулез крупного рогатого скота наносит постоянный ущерб хозяйствам из-за снижения продуктивности, преждевременной выбраковки животных, затрат на профилактические и оздоровительные мероприятия.

Туберкулез крупного рогатого скота может передаваться аэрогенным и алиментарным, контактным путем через подстилку животных, корм, предметы ухода, помещения, выгульные дворы, пастбища, места водопоя, зараженное молоко, мясо, возможно внутриутробное заражение. Особо опасен туберкулез крупного рогатого скота для работников животноводства, мясокомбинатов, боенских пунктов.

Поражения у людей, вызванные вирусом туберкулеза крупного рогатого скота, отличаются осложнениями.

Скачать (DOCX, 492KB)


Скачать (PDF, 413KB)


Скачать (PDF, 358KB)

Рекомендации по проведению ветеринарно-санитарных мероприятий на пострадавших от наводнения территориях

Возникновение чрезвычайной ситуации (ЧС) необходимо рассматривать как экстренное, полиаспектное событие способное спровоцировать вспышки заразных заболеваний среди людей и животных. Преодоление (ликвидация) такой ситуации является основным вызовом для всех служб, включая ветеринарные службы, при этом для них основной ставится задача по предотвращению распространения возбудителей заразных болезней в восприимчивую популяцию животных, быстрое обнаружение заболевания и принятие действенных мер в нештатной ситуации.

Экстренное реагирование в контексте представленных задач выдвигает на передний план следующие цели:

  • организацию работы на опережение негативных сценариев развития чрезвычайной ситуации;
  • своевременное обнаружение и быстрое предотвращение заноса/распространения возбудителей значимых заразных заболеваний;
  • финансовую, правовую поддержку противоэпизоотических мероприятий как в период эпизоотии (экстренная работа), так и благополучия (рутинная работа).

Для достижения упомянутых целей на пострадавшей от ЧС территории необходимо:

– организовать эффективное информирование владельцев животных, обслуживающего животных персонала, населения для формирования у них обоснованной «эпиднастороженности»;

– организовать отлов безнадзорных животных с организацией мест их безопасного временного содержания;

– провести точный переучет поголовья всех видов животных, с организацией проведения клинического наблюдения за состоянием их здоровья;

– организовать взаимодействия владельцев скота (торговцев) с госветслужбой (обязательное и немедленное оповещение обо всех подозрительных случаях);

– усилить надзор за торговлей живыми животными, местами убоя, продажи продуктов убоя животных, эффективно пресекать незаконные перемещения животных и полученной от них продукции;

– восстановить систему эпизоотологического надзора (в первую очередь за опасными заразными болезнями с учетом оценки потенциальных угроз их распространения в зависимости от конкретных для каждой местности особенностей развития ситуации);

– наладить межведомственное взаимодействие и местной администрацией по совместному проведению работ по ликвидации последствий ЧС с конкретизацией привлекаемых сил и средств различных ведомств/служб и закреплением персонала, привлекаемого к различным видам работ по предотвращению заноса/распространения, искоренению заболевания;

– наладить актуальный инструктаж ветеринарных специалистов и административных руководителей, обеспечить их необходимыми справочными пособиями;

– создать специализированные команды по проведению обследования (для проведения скорого и тщательного расследования всех подозрительных случаев, связанных с заболеванием и гибелью животных и отбору проб для проведения диагностических исследований для без промедлительного выполнения соответствующих мероприятий в обнаруженных очагах/инфицированных объектах);

– обеспечить своевременное лечение животных с признаками незаразных болезней (по результатам точной диагностики, в т.ч. лабораторного тестирования);

– организовать обследование животноводческих хозяйств (включая частные подворья), мест захоронения больных животных (скотомогильники) с проведением мероприятий по быстрому восстановлению систем их биозащиты;

–  организовать тщательное обследование местности с обнаружением всех трупов животных, а также испорченной продукции животного происхождения (затопленные склады, холодильники) с обеспечением мер по их безопасному сбору и утилизации;

– обеспечить достаточное количество транспорта, персонала, оборудования для уничтожения трупов и/или мест для их безопасного уничтожения/захоронения;

– обеспечить достаточное количество дезинфекционного оборудования и средств для очистки, дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

– обеспечить домашних животных достаточным количеством безопасных по происхождению и качеству хранения кормов (в т.ч. недопущение скармливания животным не обезвреженных пищевых отходов);

– обеспечить домашних животных достаточным количеством безопасной питьевой воды;

– обеспечить проведение экстренной вакцинации КРС, МРС, свиней против сибирской язвы (с учетом наличия на подтопленной территории области значительного числа сибиреязвенных скотомогильников), а собак и кошек против бешенства (после уточнения численности поголовья домашних животных их вакцинацию следует проводить согласно имевшемуся Плану противоэпизоотических мероприятий (в т.ч. против ящура, бруцеллеза и др.))

– организовать контроль за состоянием здоровья животных в дикой фауне;

– определить источники и механизмы финансирования для проведения противоэпизоотических мероприятий, компенсации убытков владельцам животных;

– обеспечить нормативно- правовое регулирование деятельности связанной с ликвидацией ситуации угрожающей распространением заразных болезней;

– организовать контроль за выполнением проводимых мероприятий с оперативным выявлением и устранением имеющихся недостатков;

– своевременно обновлять планы действий при ЧС и оперативные инструкции с коррекцией их структуры управления.

При возникновении подозрения/вспышки заразного заболевания требуется:

– быстро и точно установить масштаб вспышки;

– быстро и эффективно ограничивать перемещение восприимчивых животных, продукции полученной от них, товаров риска (карантин);

– усилить меры биобезопасности животноводческих хозяйств, расположенных в зоне риска распространения инфекции;

– организовать экстренную или дополнительную вакцинацию восприимчивых животных;

– провести очистку, дезинфекцию, дезинсекцию, дезакаризацию животноводческих помещений (в очаге, неблагополучном пункте) и прилегающих к ним территорий.



Скачать (DOCX, 487KB)

Скачать (PDF, 411KB)


Скачать (PDF, 415KB)


Скачать (PDF, 1.49MB)


Скачать (PDF, 405KB)


Скачать (PDF, 411KB)

Скачать (PDF, 271KB)


Скачать (PDF, 93KB)


Скачать (PDF, 415KB)


Скачать (PDF, 535KB)


Скачать (PDF, 364KB)


Скачать (DOC, 54KB)


Скачать (PDF, 775KB)


Скачать (PDF, 417KB)


Скачать (PDF, 315KB)


Скачать (PDF, 1.87MB)


Скачать (PDF, 413KB)


Скачать (PDF, 99KB)


Скачать (PDF, 417KB)

Скачать (PDF, 93KB)


Скачать (PDF, 271KB)


Скачать (PDF, 200KB)


Скачать (PDF, 409KB)


Скачать (PDF, 226KB)


Скачать (PDF, 427KB)


Скачать (PDF, 424KB)


Скачать (PDF, 534KB)


Скачать (PDF, 342KB)


Скачать (PDF, 410KB)